9/03/2009

ИНФОРМАТИКА И ИКТ. Учебные материалы

INTERNET АДРЕСА

Учебные материалы по информатике
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru

Дидактические материалы по информатике и математике http://www.comp-science.narod.ru

Интернет-университет информационных технологий http://www.intuit.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского http://www.marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой http://www.infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой http://www.syrtsovasv.narod.ru

Сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info

Cайт лаборатории информатики МИОО http://www.iit.metodist.ru

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой http://www.book.kbsu.ru

Учебно-познавательный сайт по информационным технологиям http://www.school87.kubannet.ru/info/

Информация для информатиков. Сайт О.В. Трушина http://www.trushinov.chat.ru

История Интернета в России http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого Е-консорциума http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова http://www.distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики http://www.school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики http://www.ekochelaeva.narod.ru

Московский детский клуб "Компьютер" http://www.child.ru

Портал CITForum http://www.citforum.ru

Теоретитеский минимум по информатике http://www.teormin.ifmo.ru

Учебные модели компьютера http://www.emc.km.ru

Профильное и индивидуальное ИТ-обучение http://www.itdrom.com

Энциклопедия персонального компьютера http://www.mega.km.ru/pc/

Учебные материалы по программированию
Алгоритмы, методики, исходники http://www.algolist.manual.ru

Библиотека алгоритмов http://www.alglib.sources.ru

Изучаем алгоритмизацию http://www.inform-school.narod.ru

Первые шаги: уроки программирования http://www.firststeps.ru

Программируем на Лого http://www.school.ort.spb.ru/library/logo/

CodeNet - всё для программиста http://www.codenet.ru

Visual Basic для детей http://www.vbkids.narod.ru

Олимпиады и КИМ по информатике и ИТ
Олимпиадная информатика http://www.olympiads.ru

Онлайн-тестирование и сертификация по ИТ http://www.test.specialist.ru

Онлайн-тестирование по ИТ http://www.tests.academy.ru

Тесты по информатике и ИТ http://www.junior.ru/wwwexam/

ECDL: сертификация навыков владения компьютером http://www.ecdl.ru

Олимпиада по кибернетике для школьников http://cyber-net.spb.ru

Олимпиады по информатике: сайт мытищинской школы программистов http://informatics.ru

Олимпиады школьников по информатике в С-Петербурге http://neers.ifmo.ru/school/

Уральские олимпиады по программированию и математике http://contest.ur.ru


Дополнительно
Учебники Угринович Н.Д. http://www.metodist.ru/component/

Как стать сетянином: учебный курс http://v-school.narod.ru/BEON-WEB/vved.htm

Конструктор образовательных сайтов http://edu.of.ru

Конструктор школьных сайтов http://edusite.ru

Методика сайтостроения в школе http://iso.pippkro.ru/dbfiles/sites/htmlbook/

Методическая копилка для учителя информатики http://dooi2004.narod.ru/kopilka.htm

Сайт Кочелаевой Е.Р. Очень хорошо! http://ekochelaeva.narod.ru

Сайт Полякова К.Ю. http://kpolyakov.newmail.ru

Тесты по информатике http://junior.ru/wwwexam/

Сайт Шестакова А.П. Много ссылок! http://comp-science.narod.ru

Электронные учебники по HTML, VBA, Word, Excel http://on-line-teaching.com

Энциклопедия компьютерной графики http://niac.natm.ru/graphinfo/

Язык программирования ЛОГО http://prohod.org

HTML-справочник http://html.manual.ru

Орловский сельхозколледж (Хорошие уроки) http://www.psbatishev.narod.ru/

Delphi для "чайников" http://www.krpol.z52.ru/

Екатерины Хорьковой http://katti.ucoz.ru/

Кабинет Информатики ОСШ №3 г. Аксая http://school3aksinf.ucoz.ru/

Электронные учебники http://compbook.net/

Уроки ФотоШопа http://photoshopbook.ucoz.ru



Повна версія

Материалы для чтения. Интерактивное обучение. Пути обновления учебного содержания

Интерактивное обучение. Материал почерпнут в глобальной сети INTERNET







Понятие формы организации учебной деятельности
Под формой организации учебной деятельности мы будем понимать внешне согласованную деятельность учителя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке.
Организация учебной деятельности, в каких бы формах она не проявлялась, зависит от задач урока, его содержания и методов обучения. Форма организации учебной деятельности сама оказывает влияние на каждый компонент. Благодаря этому она выступает самостоятельным источником развития личности школьника.
В современной дидактике различают следующие формы организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, коллективный способ обучения, личностно-ролевая, фронтальная.
Рассмотрим каждую из названных форм организации учебной деятельности отдельно.
Индивидуальная форма организации учебной деятельности – это такая форма, когда учитель работает с каждым учеником отдельно. Целесообразно эту работу вести на том месте, где сидит ученик, а не у доски. На своем месте ученик чувствует себя более комфортно. Класс в это время работает самостоятельно.
Преимущество индивидуальной формы организации учебной деятельности – общение с учеником один на один. Недостатки – требует много времени и умения сочетать эту работу с работой класса.
Парная форма организации учебной деятельности – это такая форма, когда два ученика работают вместе. На экране представлены варианты взаимодействия школьников при парной форме организации учебной деятельности, а также ее достоинства и недостатки.
Достоинства этой формы организации учебной деятельности: общение в процессе усвоения знаний, постоянный контроль.
Недостатки: слабое развитие навыков общения, возможны конфликты.
Групповая форма организации учебной деятельности предназначена для совместного решения группой учеников (4-5 человек) определенных задач урока. Это самостоятельное выполнение задания и его проверка в группе, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос. Старший группы является связующим звеном между группой и учителем. Роль старшего в группе – организация работы членов группы и оказание помощи отдельным ученикам в выполнении задания при затруднении.
Работа в группах может быть дифференцированно - групповой. В этом случае группы формируются по уровню подготовленности школьников, и каждая получает задание соответствующего уровня сложности.
Она может быть кооперировано - групповой. В этом случае общее задание делится на число групп, и каждая группа получает определенную часть. По завершению первого этапа работы создаются новые группы, и начинается взаимообмен полученными заданиями.
Преимущества групповой формы организации учебной деятельности: работают все ученики и при затруднениях получают своевременную помощь от старшего или педагога. Недостатки: возможны конфликты, шум во время работы.
Коллективная форма организации учебной деятельности предусматривает разбиение класса на 2-3 группы чаще всего по рядам и проведения соревнования между ними. Эта форма организации учебной деятельности предполагает наличие единой цели, которая объединяет детей, разделение труда (каждый выполняет какую-то конкретную часть задания) и взаимной зависимости всех членов коллектива.
Преимущества данной формы организации учебной деятельности: взаимопомощь и взаимоподдержка. Недостатки: обязательно есть проигравшая сторона, что очень ранит самолюбие детей. В таком случае необходима поддержка педагога, проигравшей группе детей.
Коллективный способ обучения (сокращенно КСО) - эта такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учит каждого. Специфика этой формы организации учебной деятельности в начальной школе заключается в том, что она используется чаще всего при закреплении знаний и умений, реже при изучении нового материала.
Преимущества коллективного способа обучения: каждый выступает в роли ученика и в роли учителя, идет постоянный контроль за выполнением задания, исключается возможность ошибки, ученики получают индивидуальную помощь от своих товарищей, идет взаимообучение.
Сложности организации работы школьников в режиме КСО: движение в классе, шум, подготовка большого числа раздаточного материала для работы.
Личностно - ролевая форма организации учебной деятельности - это такая форма, где роль учителя на отдельных этапах урока выполняет ученик. Передача части функций учителя школьникам развивает чувство ответственности у ребенка, самостоятельности, умения управлять своим поведением и другие. Ученик может объяснять новый материал, может оказывать индивидуальную помощь отдельным школьникам, заменяя учителя, может контролировать знания отдельных детей.
Преимущества данной формы организации учебной деятельности в том, что дети лучше понимают друг друга и, объясняя материал, ученик сам успешнее разбирается в нем.
Сложность личностно-ролевой формы организации учебной деятельности заключается в том, что требуется значительная предварительная работа со школьником и в то же время существует опасность ошибки со стороны школьника, которая может иметь тенденцию к закреплению.
Фронтальная форма организации учебной деятельности предполагает взаимодействие учителя со всем классом. При проведении фронтальной работы учитель имеет возможность побеседовать с большим числом учащихся и на этой основе составить представления об уровне владения учебным материалом.
Преимущество данной формы организации учебной деятельности: охват большого числа школьников специально подготовленными вопросами. Для такой работы требуется мало времени.
Существенный недостаток данной формы организации учебной деятельности: фрагментарность проверки знаний школьников, что не способствует систематизации представлений об изучаемом материале.
Используя разнообразные формы организации учебной деятельности школьников на уроке, учитель создает условия для сотрудничества учеников, формирует навыки совместной работы, взаимопомощи и взаимодействие в различных ситуациях.
Особенности работы в группах
Главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в групповой совместной деятельности. Количество участников в большой может быть различным. Идеально, когда в группе от 15 до 30 человек. Группы с большим или меньшим составом имеют свои специфические особенности. В маленькой группе труднее создать нужную атмосферу, сложнее организовать дискуссию, но ею легче управлять в плане общения. В большой группе труднее наладить контакт между членами группы. Для этого потребуется значительное время. Однако организовать дискуссии и разного рода обсуждения в большой группе значительно легче, так как всегда найдется человек, который будет не согласен с представленной точкой зрения. Это следует учитывать при проведении запланированных упражнений.
Смысл групповой работы заключается в том, что опыт, полученный в специально организованной среде, может быть перенесен в реальную практику. Поэтому преподавателю целесообразно продумать процесс формирования различных групп. Группой может быть весь контингент, присутствующих в аудитории (мы будем называть такую группу «большой»), а может быть и небольшое число участников (как правило, от 4 до 6 человек). Во втором случае мы будем использовать термин «малая группа».
Для организации работы групп важно разработать правила совместной деятельности. Правила работы не предлагаются преподавателем, а составляются самими учащимися
Принятие правил группой проводится на первом занятии. Правила записываются и вывешиваются на видном месте в аудитории. Все члены группы придерживаются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и при необходимости изменить. К правилам обращаются ежедневно, а иногда и на каждом занятии. Правила могут служить помощью и поддержкой для каждого участника.
Список примерных правил: приходить вовремя; быть позитивным; не критиковать друг друга; не перебивать других, говорить по очереди, говорить недолго и нечасто; соблюдать во всем добровольность; конфиденциальность.
Правила о правилах
Правила должны:
• быть реальными для осуществления;
• быть понятными;
• не противоречить друг другу;
• быть написанными доступным языком;
• предусматривать разумное наказание за нарушение;
• быть известными для тех, кому они предназначены;
• быть доступными для исполнения.



Е. Коротаева, кандидат педагогических наук,
завуч школы № 32 г. Екатеринбурга,
доцент Уральского государственного
педагогического университета
Погружение в общение
В последние полтора десятка лет понятийное простран¬ство педагогики стало интегрироваться с социальным и психологическим направлением. В процессе поиска оп¬ределения, которое бы отражало новое содержание учебных взаимодействий, появился термин интерактив¬ное обучение.
Понятие интерактивности заимствовано из «символического интеракционизма» (работы Г. Блумберга, Дж. Г. Мида, Р. Сирса и др.), рассматривающего взаимодействия между людьми «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюда¬ют, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них». Такой непосредственный диалог обретает в наши дни особое значение. Интерактивными называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером. Появились ин¬терактивные опросы, программы на радио и телевидении, сце¬нарий которых предполагает «живые», открытые беседы со зрителями и слушателями. Кстати, подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога: ве¬дущие иногда стремятся в разговоре показать себя, а не на¬строиться на собеседника; а «позвонивший в студию», настро¬енный на свою просьбу (роль), оказывается не готов к свобод¬ному обмену мнениями. Все это подтверждает мысль о том, что умению строить интересный диалог на равных нужно учить, и образовательная ситуация в этом смысле обладает ог¬ромными возможностями.
Смысл групповой работы
Интерактивное обучение — это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не озна¬чает «замещенное» общением. Интерактивное обучение сохраня¬ет конечную цель и основное со¬держание образовательного про¬цесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодей¬ствии.
Истоки интерактивного обучения можно найти в методах и приемах работы психотерапевтических групп (Т-группы, гештальт-группы, группы встреч, телесной тера¬пии, арт-терапии, психодрамы, ТЦВ (темоцентрированного взаи¬модействия) и др.). Главная осо¬бенность данной технологии зак¬лючается в том, что процесс науче¬ния происходит в групповой со¬вместной деятельности. А группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом (об¬ществом в миниатюре), отражаю¬щим весь внешний мир. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в спе¬циально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог пе¬ренести во внешний мир и успеш¬но использовать его. Однако для организаторов интерактивного обучения, помимо чисто учебных целей, важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимо¬действий осознавалась ценность других людей и формировалась по¬требность в общении с ними, в их поддержке. Поэтому в группе интерактивного обучения обязатель¬но должны осуществляться две ос¬новные функции, необходимые для успешной деятельности: реше¬ние поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.), оказание под¬держки членам группы в ходе совме¬стной работы.
Следовательно, учебное взаимо¬действие будет результативным и эффективным в том случае, если оно в равной степени реализует обе функции, а не смещено (децентрировано) в сторону той или другой. Обычно педагог нацелен в основном на решение учебной за¬дачи. Такая децентрация учебно¬го взаимодействия оправдана при традиционном (передаточном) способе обучения, поскольку дан¬ная технология обучения методи¬чески отработана и привычна пе¬дагогу.
Практики часто сталкиваются с эпизодами, когда учителя останав¬ливаются только на внешних про¬явлениях такого обучения: раско¬ванное общение с учащимися, сво¬бодный обмен мнениями, повы¬шенные отметки и т.д. Это дискре¬дитирует саму идею диалогового метода познания, превращая его в вариант облегченного обучения (когда процесс дается легко и сво¬бодно, а результаты на «выходе» ча¬сто оказываются неудовлетвори¬тельными).
Попробуем уточнить некоторые аспекты организации учебного процесса в интерактивном режи¬ме. Прежде всего обратим внима¬ние на учебное пространство ка¬бинета. Диалог предполагает общение лицом к лицу. Поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки впереди сидящих и только одно лицо (учителя) здесь неуместна. При интерактивном обучении необходимо варьировать перестановку учебных мест, создавая зоны группового общения, в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе (три, четыре, семь и т.д. человек).
Изменение привычного учебного пространства, возможность решать поставленные вопросы сообща подготавливают учащихся к нетрадиционным формам обучения. При входе в такой класс у учащихся возникает мотивационная готовность к нестандартной учебной ситуации. Еще Л.С. Выготский подметил, что «ожидание облегчает поведение при наступлении конкретного события». Внутренняя готовность учащихся позволяет на каждом следующем занятии сокращать время, необходимое для «погружения» в форму и содержание интерактивного обучения.
Учителю следует продумать процесс формирования учебных групп. Помня о том, что учащиеся в группе должны не только решить учебную задачу, но и проявить и закрепить коммуникативные навыки, с самого начала стоит позаботиться об эмоциональном климате микрогруппы, который отражается в желании и готовности поддержать начинания друг друга.
Некоторые педагоги предлагают учащимся объединиться в группы по желанию. Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных симпатий школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные друг другу по силе, поэтому результат совместной деятельности может сильно разниться. Кроме того, внутри группы может сложиться дружественная, но попустительская атмосфера, когда интерес к общению вытесняет процесс решения учебной задачи. Поэтому Г.А. Цукерман предлагает объединять школьников в группы «с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем… Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы».
При формировании групп стоит принимать во внимание и содержание поставленной задачи. Учитель, например, может в каждую группу поместить учеников с противоположными точками зрения на проблему, для того чтобы обсуждение было живым и заинтересованным. Или, напротив, можно создавать гомогенные группы, члены которой характеризуются общностью инте¬ресов в одной области: по музы¬кальным пристрастиям (любители классической музыки, рок-фанаты, приверженцы отечественной эстра¬ды), по увлечению литературой, спортом и т.д.
Вырабатываем навыки сотрудничества
Непосредственная работа в микро¬группах начинается с усвоения учебной задачи. Содержание зада¬ния для группы должно носить иной, нежели при традиционных формах обучения, характер. Нужно ли, к примеру, предлагать группе составить конспект параграфа из учебника, когда каждый может это сделать самостоятельно? Нет, прак¬тика показывает, что только нестан¬дартная постановка проблемы вы¬нуждает школьников искать помо¬щи друг у друга, обмениваться точ¬ками зрения, кристаллизуя общее мнение группы.
Например, на уроках гуманитарно¬го цикла учащимся предлагают выбрать из предложенных 20—25 качеств личности пятерку тех, ко¬торые, по мнению группы, наибо¬лее полно характеризуют истори¬ческое лицо (правителя, писателя, полководца), литературного героя и т.д., и выстроить эти качества по значимости, начиная с самого ярко¬го. Полученные сравнительные портреты послужат основанием для разговора о вечных и преходящих ценностях в нашей жизни. При организации обсуждения не¬обходимо уделять внимание выра¬ботке навыков общения и сотрудничества. В процессе обсуждения происходит столкновение различ¬ных точек зрения. Одно из самых трудных правил поведения для школьников заключается в том, что следует различать личность од¬ноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Так, инициатор может выд¬вигать любые, самые фантастичес¬кие идеи, при этом остальные чле¬ны группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность выдвигаемых положений. Другой случай: роль контролера законо¬мерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструк¬тивную. При этом и сам «критик», и его оппонент должны чувство¬вать границы диалога и не перено¬сить конфликтную ситуацию за рамки учебной задачи в межлично¬стный план.
Педагоги-практики полагают, что при переходе к формам учебного сотрудничества потребуется три-четыре занятия именно на знаком¬ство учащихся с нормами группо¬вого поведения. Рекомендуется за¬острять внимание как на позитив¬ных, так и негативных образцах взаимодействия. Роль первых зак¬лючается в «поощрении сработавшихся групп и в демонстрации ме¬нее удачливым группам веера воз¬можностей группового взаимодей¬ствия». Разбор конфликтных эпи¬зодов «помогает классу не только интуитивно нащупать, но и выве¬сти, осознать нормы и правила вза¬имодействия как средства предот¬вратить обиды». Это необходимо для того, чтобы постепенно в про¬цессе интерактивного обучения самими школьниками вырабаты¬вались правила, необходимые для эффективного учебного сотрудни¬чества:
• каждый человек заслуживает того, чтобы его выслушали, не пе¬ребивая;
• говорить понятно, высказывать¬ся непосредственно по теме, избе¬гая избыточности в информации;
• если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы «на понимание»
(«Правильно ли я понял?»); только после этого дела¬ются выводы по высказыванию;
• критикуются идеи, а не личнос¬ти.
Процесс подведения итогов рабо¬ты микрогрупп показывает, на¬сколько удалось каждой из них ре¬ализовать обе функции: решение учебной задачи и группового сплочения. Случается, что «спи¬кер» («рупор», «ритор» и пр.), представляя общее решение, вдруг высказывает свое особое мнение. Или, напротив, может выяснить¬ся, что далеко не каждый член группы в состоянии объяснить и доказать решение. Все это свидетельствует о том, что функция группового сплочения не реализована в достаточной мере. Поэтому важно еще во время усвоения учебной задачи особо подчеркнуть, что решение группы должно действительно выражать общее мнение всех членов. Следовательно, в процессе обсуждения пpeдстоит учиться слушать друг друга; принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, подтверждают правильность позиции, мнения и т.д.

Правило «трех нельзя»
Презентация групповых решение учебной задачи может быть реализована в различных формах (соглас¬но классификации Л.И. Уманского):
• совместно-индивидуальная: каж¬дая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждают¬ся, из них выбирается лучшее;
• совместно-последовательная: ре¬зультат деятельности каждой груп¬пы является, как в мозаике, само¬стоятельным фрагментом, необхо¬димым для общего решения про¬блемы;
• совместно-взаимодействующая: из предложений выбираются опре¬деленные аспекты групповых реше¬ний, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог.
Затем наступает время особого эта¬па — рефлексия прошедшего заня¬тия, где и происходит оценка коммуникативных умений и навыков учащихся. Сложность данного эта¬па заключается не столько в неже¬лании учащихся разобраться в сво¬их чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэто¬му педагогу стоит заранее подо¬брать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему?Всегда ли прав тот, кто берет на себя ру¬ководящую роль в группе ? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которо¬му не дают высказаться? Что помо¬гает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учите¬ля? Что приобретаешь в совместной работе? и т.п.
Можно ввести правило «трех «нельзя»: нельзя говорить «уже все сказали»; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под любым предлогом); нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение. Наши дети должны понять, что чувства, испы¬тываемые ими, могут быть сходны¬ми, но не одинаковыми. Найти и показать особенность личного пе¬реживания (по поводу всего заня¬тия, отдельного эпизода, конкрет¬ного человека и пр.) — в этом и зак¬лючается момент осмысления. Стоит завести словарь «Добрых слов и выражений», в котором со¬держатся не только «Молодец» и «Умница», но и «Рада всех вас ви¬деть!», «Айда... (Ваня, Оля и др.)!», «Вы меня приятно удивили», «Бла¬годарю за занятие» и т.п.
Заинтересованный в конструктив¬ной оценке занятия педагог дол¬жен быть готов принять различные точки зрения учащихся. Случается, что подростки высказываются не¬гативно по поводу проведенного занятия, предложенного им зада¬ния или недостаточной, на их взгляд, помощи учителя. Если се¬годня пресечь подобные высказы¬вания, то завтра ученик откажется от участия и в анализе, и в самой групповой работе. Не отвергая та¬ких оценок, стоит помнить о том, что учение складывается из встреч¬ных усилий педагога и учащихся, и ответственность за неудачи несут обе стороны.
Смещение фокуса внимания
В новой системе организации пе¬дагогических взаимодействий воз¬никает потребность в пересмотре привычной системы оценки деятельности учащихся. В целом это требование становится характерным для всех технологий, ориентированных на субъектный характер обучения. Так, по мнению В. Болотова и Д. Спиро: «Чрезвычайно важно, что в новой системе обучения из¬меняются подходы к допущен¬ным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смеща¬ется от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализи¬рует логику мышления, привед¬шую к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс».
Г. А. Цукерман считает, что «глав¬ный принцип разбора ошибок со¬вместной работы — разбирать не содержательную ошибку (напри¬мер, неверно составленную схему), а ход взаимодействия, ...при оцен¬ке работы группы следует подчер¬кивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, привет¬ливость».
Последние рекомендации отно¬сятся к организации интерактив¬ной работы с младшими школьни¬ками. В среднем и старшем звене школьного обучения необходимо принимать во внимание и результат работы группы. Можно более гибко подойти и к положению о равной оценке деятельности всех учащихся одной группы. Многие учителя-практики обращаются за консультацией к самим ученикам. Если между педагогом и воспи¬танниками действительно суще¬ствуют доверительные и искрен¬ние отношения, то оценки учени¬ков не расходятся с суждением учителя. Полностью же отказать¬ся от оценки за продуктивность учебной деятельности в наших ус¬ловиях не представляется возмож¬ным, поскольку, с одной стороны, целенаправленность интерактив¬ного обучения окажется вытес¬ненной психотренинговыми эф¬фектами, а с другой — остается актуальным требование админис¬трации о «наполняемости отме¬ток» в классных журналах.
Диалоговое обучение действитель¬но способно оптимизировать сущ¬ность, содержание и структуру пе¬дагогических взаимодействий. Та¬кая технология требует определен¬ной перестройки в процессе под¬готовки педагога, связана с уста¬новлением нового типа взаимоот¬ношений с учащимися, влияет на изменение системы оценок как внутри самого урока, так и оценки самого интерактивного занятия со стороны учителя, администрации, школьников.


Л.П. Кибардина,
д.п.н., профессор КАО
Нравственные аспекты содержания (по материалам проекта «Глобальное образование»)
Основные направления в воспитании человека Мира:
• формирование планетарного, глобального мышления, целостное восприятие окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности, чувство личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;
• формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия;
• воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми.

Ведущие цели воспитания человека Мира:
• идея общности, гармонии индивида со Вселенной и человечеством, основанная на экологии природы и человека;
• идея целесообразности поведения человека в условиях развития ноосферы как существа природного, социального, активного;
• идея ценностно-смыслового равенства людей.
Реализация ведущих целей воспитания в учебно-воспитательном процессе позволит:
• поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;
• сформировать у школьников способность к объективной оценке действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахронического сопоставления, классификации и интеграции;
• осуществить целенаправленную ориентацию личности в современном мире;
• сформировать интеллектуальные свойства личности на основе идей развивающего обучения.
Эффективность достижения поставленных целей зависит от решения ряда задач:
• развитие культурного сознания учащихся;
• повышение межкультурной компетентности;
• интернационализация воспитательного процесса;
• развитие представлений о мире как взаимозависимой экосистеме;
• создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.

Развивающие аспекты учебного содержания
• рассмотрение проблем, волнующих детей с разных точек зрения;
• совместная интеллектуальная деятельность взрослых и детей;
• составление программ с творческими заданиями;
• составление заданий самими детьми и их использование в учебном процессе;
• свободная фантазия;
• конструирование;
• игры;
• многовариативность использования материала;
• побуждение радости открытия.

Содержание учебного материала, ориентированного на школьников, базируется на особенностях учащихся класса. При отборе учебного материала к уроку учитель учитывает:
• яркость, эмоциональную насыщенность; потребность во внешних впечатлениях; переход от внешних впечатлений к внутреннему содержанию;
• новизну и актуальность;
• использование местного материала;
• привлечение сведений, подготовленных самими учениками;
• систематизацию знаний школьников с их прежним опытом;
• преемственность в учебном материале, оптимальное сочетание известного и неизвестного; межпредметные связи;
• обогащение учебного материала информацией, доступной школьникам
• знания и опыт детей; сравнение и сопоставление; соотнесение содержания с окружающим миром; анализ жизненных ситуаций;
• дифференциацию учебного содержания;
• специальное конструирование учебного содержания;
• продуктивную деятельность школьников с учебным содержанием.


Использование местного материала и жизненного опыта детей.
Изучение местного материала, включение его в учебное содержание начинается с изучения истории своей малой родины, своего региона, своей страны. Использование местного материала способствует нравственному воспитанию школьников, развитию у них чувства патриотизма. Местное и глобальное следует рассматривать как взаимопроникающие части целого в постоянном динамическом взаимодействии.
На обычных уроках учитель иногда обращается к опыту школьников, вырывая из общего контекста отдельные примеры, необходимые ему для изучения конкретного вопроса. Затем, по принципу ассоциаций он «привязывает» к ним новое понятие, знание, что способствует их долговременному хранению в памяти ученика.
В ЛОО жизненный опыт выступает источником содержания образования. Жизненный опыт постепенно складывается в результате включения ребенка в различные виды деятельности. Чем разнообразнее жизненный опыт ученика, тем успешнее он осваивает и прогрессивный опыт человечества.
Дифференциация учебного содержания:
• обязательная часть и часть, предложенная на выбор школьника;
• задание «на 3», «на 4», «на 5»
• задания, предполагающие несколько способов выполнения
• творческие задания разного уровня
• разный объем задания за определенный промежуток времени.

Интеграция учебного содержания
Интеграция – это объединение различных тем в одно целое вокруг общей проблемы. Интеграция бывает внутрипредметная, межпредметная, надпредметная (метапредметная)
Взаимосвязанность явлений и процессов требует интеграции различных подходов к их объяснению в учебном процессе, а это значит нужно развивать межпредметные (междисциплинарные) связи в учебном содержании, создавать интегрированные курсы.
Межпредметная интеграция позволяет реализовать личностно ориентированный подход в обучении, более полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал учебных предметов, стереть границы между обучением и воспитанием, создать условия для развития способностей каждого участника образовательного процесса.
Межпредметная интеграция приводит к:
• систематизации учебного материала;
• усилению познавательного интереса;
• развитию интеллектуальных качеств личности;
• более полному и глубокому усвоению учебного материала;
• оптимальному использованию учебного времени.

Надпредметные темы, которые отражены в Конвенции по правам ребенка (1989 г.) и во Всемирной декларации Образование для всех (1990 г.):
• уважать свое и другое – культурное, языковое и духовное наследие;
• приверженность к созданию мира и социальной справедливости;
• образование для повышения ответственности и участия;
• равенство, права человека, основные свободы;
• любовь к природе, охрана окружающей среды;
• принятие принципов и динамики суверенитета.

Пути интеграции учебного содержания
Это может быть сам учитель, который ведет два-три учебных предмета и связывает их между собой. Например, учитель биологии и географии, математики и физики, химии и биологии, учитель начальных классов.
Другим направлением интеграции может быть создание интегрированных учебных предметов. Например, естествознание, родиноведение, ИЗО и художественный труд и другие.
Еще одним из направлений интеграции является объединение всех учебных дисциплин, изучаемых в конкретном классе, на основе сюжетного (тематического) построения учебного дня..
Интегрирование учебных занятий на основе глобальной проблемы позволяет:
• связать отдельные учебные предметы и выстроить целостную картину изучаемого явления или процесса;
• рассмотреть глобальную проблему с различных точек зрения, изложенных в учебных предметах;
• развивать творческое мышление учащихся;
• стимулировать развитие личности через решение не только образовательных, но и воспитательных задач;
• развивать навыки продуктивного общения и продуктивной деятельности;
• применять полученные знания в реальных условиях;
• формировать личностные качества школьников и культуру поведения в обществе и природе.
В настоящее время в школах получило развитие проведение интегрированных уроков, на которых в одно целое объединяется два-три учебных предмета, связанных общей идеей или подходом. В начальных классах такие уроки проводит один учитель.
Интеграция группы педагогов для проведения урока целесообразна в старших классах. Например, для проведения урока по теме «Строение ядра» объединяются учителя по физике, химии и математике и проводят совместный урок, рассматривая одну и ту же тему с позиции своего урока. Такие уроки можно провести по литературе и истории, географии, химии и биологии. Важно определить общую тему для всех предметов и представить ее на одном уроке. Как правило, это нестандартные уроки.
Интеграция базируется на процедуре структурирования учебного материала, опираясь на принцип генерализации. Этот принцип предполагает выделение в любой теме главного и подчинение этому главному всего содержания урока.
Для создания интегрированной системы учебных предметов общее структурирование каждого учебного предмета дополняется процедурой междисциплинарного структурирования. Оно должно подчиняться генеральной идее. При этом необходимо определить не только набор учебных дисциплин, но и их роль в общей системе, их иерархию, соотношение и объем.
Вообще под интеграцией понимается состояние связанности отдельных частей в одно целое.

Содержание учебного материала, ориентированного на школьников, учитывает:
• особенности учащихся класса;
• запросы и интересы школьников;
• возможность дифференциации;
• возможность интеграции;
• использование местного материала;
• воспитательный аспект;
• развивающий аспект;
• использование жизненного опыта детей;
• возможности самого учителя;
• продуктивную деятельность с учебным содержанием;
• привлечение современного доступного материала.

Продуктивная деятельность школьников с учебным содержанием

Продуктивная деятельность по сути есть действие, производящее полезный материал, обладающий практической ценностью. Он должен иметь для школьника личностно значимый характер, затрагивать его душу, стимулировать интерес, при необходимости носить профессиональную направленность.
Продуктивная деятельность повышает интерес к учебе, развивает творческий потенциал школьников, позволяя им в процессе обучения получать не только теоретические знания, но и конкретные умения, а также научные и практические результаты от выполненных заданий.

Продуктивная деятельность школьников должна удовлетворять следующим требованиям:
• иметь общественную и практическую значимость;
• быть сложной, но посильной для учащихся;
• использовать не только знания, полученные на занятиях, но и различный дополнительный материал;
• предусматривать как индивидуальную работу, так при необходимости и совместную коллективную деятельность.
Механизмы организации свободного выбора деятельности и заданий:
• учет индивидуальных особенностей школьников, навыков самостоятельной работы в автономном и групповом режиме;
• адекватный выбор задания в соответствии со своими познавательными возможностями и уровнем подготовленности;
• форма представления заданий с учетом теории множественности стилей мышления.

Под образовательной продукцией понимается: материализованные результаты деятельности ученика (суждения, тексты, рисунки, поделки и т. д.); изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие – материализованная и личностная – равны по значимости в процессе обучения.
К материализованным продуктам образовательной деятельности школьника можно отнести:
• подбор заданий, вопросов, дополнительного материала к теме урока;
• творческие материалы, опорные конспекты, схемы, памятки, алгоритмы к определенной теме;
• рисунки, рефераты, доклады для уроков;
• задания, выполненные по тексту;
• составление конспектов, словарей, таблиц; подготовка критических замечаний;
• написание специальных текстов, сочинений, эссе, литературных зарисовок, критических статей, аннотаций;
• создание тематических кроссвордов и т. д.
Другими продуктами образовательной деятельности могут быть заметки в газету по теме дискуссии, участие в конкурсе по предмету, победа в конкурсе по предмету, подготовка доклада на школьную конференцию и т.д.
Одним из критериев эффективности продуктивной деятельности является качество и количество создаваемых продуктов учебной деятельности как индивидуально, так и коллективно.

Способы использования подготовленных продуктов учебной деятельности в учебной работе:
• презентация классу;
• использование подготовленных материалов и идей школьников учителем при изучении соответствующих тем;
• презентация другим классам;
• презентация родителям;
• презентация другим школам;
• участие в конкурсах, выставках и т. д.
Продукт учебной деятельности: – учащийся, обогащенный новыми знаниями и способами действий.



Упражнения

1. Рассмотрите таблицу «Формы организации учебной деятельности». Используя материалы для чтения, заполните ее.

Форма организации учебной деятельности Характерные особенности Преимущества Недостатки Рекомендации по использованию
Индивидуальная Учитель работает с каждым учеником отдельно Ученик получает квалифицированную помощь, ликвидируются затруднения и ошибки ученика Требует значительных временных затрат, другие ученики в это время предоставлены сами себе Сочетать индивидуальную работу с отдельным учеником с самостоятельной работой класса
Фронтальная …. …. …. ….
………………

2. Познакомьтесь с пособием «Как разработать учебную программу». Проанализируйте программы, предлагаемые в пособии. Как, каким образом возможно обновление учебного содержания.?

Приложение
Некоторые методы и приемы для активизации учебной деятельности
Круглый стол – это определенным образом – по кругу (по периметру прямоугольника) – расставленные столы или стулья. Такое расположение позволяет видеть всех участников и их реакцию на происходящее. Подобная расстановка мебели создает наиболее благоприятные условия для общения и обмена мнениями участниками.
Мозговой штурм. Данная стратегия направлена на эффективное решение проблем путем стимулирования коллективной мыследеятельности и на выявление максимально возможного количества подходов к решению проблемы. Основная задача данной стратегии обучения – собрать как можно больше идей за ограниченное время. Все идеи записываются на большом листе бумаги или на доске без комментариев. Это хорошее начало для работы над новой темой, проблемой.
Особенностью данной стратегии являются:
• одинаковое понимание участниками поставленных задач;
• умение слышать и развивать идеи друг друга;
• поощрение безумных идей и шуток;
• недопустимость критики и оценочных суждений;
• временной прессинг.

Письменный мозговой штурм. При проведении такого штурма каждый участник должен за короткое время выделить три идеи и записать их на листе бумаги. Для этого необходимо:
• лист бумаги разделить на три колонки;
• в верхней части листа записать общую проблему;
• в каждой колонке записать по одной идее;
• передать свои записи соседу;
• прочитать идеи предшественников и за несколько минут предложить три свои новые идеи;
• передать лист другому соседу.
После завершения индивидуальной работы идет групповое обсуждение выдвинутых идей, проводится дискуссия на основе их критического анализа.

Сеть. Вариант мозгового штурма, когда от одной мысли проводится линия к другой. Мысли, идеи связываются друг с другом как нити сети. Все мысли записываются на доске или на одном большом плакате. Одновременно можно записывать значительное число идей и соединять их.

Дискуссия в группе проводятся с целью выявления разных точек зрения по спорному вопросу и предоставления возможности всем участникам сделать свои выводы. Этому способствует эмоционально-заразительная атмосфера интеллектуального соперничества. Дискуссия дает возможность участникам высказать всевозможные доводы в защиту своих идей, приводить любые контраргументы. Групповая дискуссия стимулирует и активизирует глубинные ассоциации, заставляет участников высказывать то, что они не могут сформулировать в других условиях. Важно помнить, что мнения могут не совпадать, и необходимо не допустить конфликта сторон.
Елочка ассоциаций. Упражнение начинается со стартового слова. Обычно это имя существительное, единственного числа, в именительном падеже. Под этим словом в столбик записываются новые слова, которые как-то связаны с первым. Затем создают второй столбик, взяв за основу одно из слов первого столбика. Команду переключения дает преподаватель, он же выбирает ключевое слово. Это позволяет созданную елочку ассоциаций использовать в дальнейшей работе по изучаемой проблеме.

Например, начальное слово «букет»:
Букет Растение Юг Песок
Цветок Дерево Море Глина
Луг Лиана Песок Камень
Растение Юг Загар Мрамор
Трава Тропики Солнце Известняк

Неожиданные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать количество ассоциативных комплексов, расширяя зону областей, из которых берутся слова. Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас.
Придумайте рассказ, используя слова из «елочки ассоциаций». Можно добавить любые другие слова. Задание можно усложнить, предложив использовать максимальное количество слов из «елочки».
«Бином фантазии». Идея принадлежит известному итальянскому писателю Джанни Родари. Берутся два слова, которые в реальной жизни мало связаны друг с другом. Например, пес и шкаф. Берутся их все возможные сочетания с предлогами, и объясняется, что это означает. Например, шкаф у пса – это место, где пес хранит свои поводки и намордники. Можно составить целый рассказ для каждого словосочетания.
Поиск общих признаков. Берутся два разных слова, которые не связаны между собой. Необходимо найти как можно больше общих признаков, которые объединяют предметы, названные этими словами. Например, слова лапша и лопата. Они обозначают предметы, сделанные руками человека, начинаются на букву «л», заканчиваются буквой «а» и т. д.
Исключение лишнего. Берутся три слова, например, солнце, помидор, собака. Нужно объединить два слова и исключить третье. Собака и помидор находятся на земле, а солнце над землей. Собака и солнце имеют общий слог «со», а помидор начинается на букву «п» и т.д.
Поиск аналогов. Берется одно слово, обозначающее предмет или явление, и надо назвать как можно больше других предметов или явлений, каким-то образом связанных с первым. Например, рюкзак. Он предназначен для переноски вещей. С этой целью используют сумки, чемоданы и другие предметы. Он из прочного материала. Называем предметы, которые обладают этим свойством. Он имеет застежки. Называем предметы, которые имеют застежки и т. д.
Поиск противоположного объекта. Называется какой-либо всем известный предмет или явление, необходимо привести как можно больше предметов или явлений, которые в чем-то противоположны данному. Например, мед – сладкий, хина – горькая; соль – соленая; ложка дегтя портит бочку меда и т. д.
Определение понятий. Берется всем известное понятие и предлагается дать ему «научное» определение. Например, слово дырка: Дырка – это отверстие на поверхности, имеющее разнообразную форму. В определении надо указать существенные и несущественные признаки. Оно должно раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других.
Высказать мысль другими словами. Берется фраза, которая соответствует возрасту и особенностям участников группы. Она может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например: Я всегда уверен в своей правоте. – Меня невозможно ни в чем переубедить.

Сделать наоборот. Изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт изменить на противоположный и пофантазировать, что получится.

Объединить объекты в систему. Вариант 1. Вырезать из газет различные заголовки. Каждой группе участников предложить, не читая, выбрать 3-4 заголовка. Дается задание составить короткий рассказ, используя полностью выбранные заголовки.
Вариант 2. Предложить набор рисунков. На каждом из рисунков представлено одно из состояний героев. Число рисунков соответствует числу учащихся в группе. Нужно не показывая рисунок рассказать по очереди, что на нем изображено. После того, как все рассказали о своих рисунках, необходимо выстроить логическую последовательность на словах, не показывая рисунки. Затем разложить рисунки в предполагаемой последовательности. При необходимости последовательность можно изменить. После того, как рисунки представлены в определенной последовательности, составляется рассказ о том, что изображено. В завершении работы группы обмениваются своими рассказами.
Вариант 3. Разрезать неизвестное стихотворение, лучше смешное, юмористическое, на отдельные строчки и предложить группе составить из них свое стихотворение. После окончания работы составленный вариант сравнивается с оригиналом.
Города. На полу рисуется карта нескольких стран, которые граничат друг с другом. Карта должна быть достаточно большой, чтобы на ней могли уместиться все участники. На листочках маркером пишутся города этих стран. Каждому участнику на спину прикрепляется название города и ему нужно найти свое место на карте. Во время работы участникам запрещается разговаривать. Задание считается выполненным, когда все участники займут свое положение на карте. Затем приклеенный листочек снимается и проверяется правильность выполненного задания.

Сказочные превращения. Преподаватель говорит участникам: «Представьте, что у меня в руках волшебная палочка, и я с ее помощью могу превратить вас в сказочных героев». Каждый участник может выбрать для себя персонажи сказки, или определенную роль предлагает сам преподаватель. Затем участники выполняют конкретные задания, выступая от имени героев сказок.
Волшебное колечко. Преподаватель показывает колечко и говорит, что оно волшебное. Оно может быть наделено разными волшебными свойствами: оно может дать возможность попутешествовать во времени (отправить человека в прошлое; позволить заглянуть в будущее); представить себя в роли преподавателя, ведущего специалиста, бизнесмена; встать на позицию другого человека и тому подобное. В зависимости от выбранного волшебства и от новой роли участники решают рассматриваемую проблему.
Мешок сюрпризов. Преподаватель кладет в мешочек все, что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги, маленькие флакончики и т. д. Мешочек пускается по кругу и задается начало рассказа, его продолжает тот, к кому попадет мешочек. Каждый игрок вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в ткань своего рассказа. Рассказ ведется до тех пор, пока не получит свое логическое завершение. Можно предметы взять заранее и придумать свою импровизацию сними. Сначала можно выбрать сюжет, а затем предметы и связать их этой сюжетной линией.
Волшебные ларцы. Вот волшебные ларцы.
Здесь начало, там концы.
Середины нет, увы…
Ее придумаете вы.
В руках у преподавателя или на столе два ларца. В одном –начало сказки или истории, во втором – их конец. Работа ведется в группах. Каждая группа берет из одного ларца текст начала сказки, а из другого – конец и придумывает сказку. При этом участники должны не просто придумывать любую сказку или рассказ, а связать их с изучаемой проблемой. После завершения написания сказки все группы по очереди знакомят остальных с тем, что получилось.
Интервью. Вариант 1. Один из участников садится в центр круга. Группа может задать ему 3-5 вопросов, строго соответствующих заданной ему социальной роли. Например, вопросы как родителю, вопросы как руководителю предприятия, бизнесмену и др. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на занятии.
Вариант 2. Желающие берут интервью у каждого члена группы. Вопросы задаются по определенной договоренности: произвольно, по обсуждаемой проблеме, личного характера. Интервьюируемый может говорить от себя лично, а может от имени маски, будто не про себя. Обычно задают 4-7 вопросов каждому. Количество вопросов оговаривается заранее.
Упражнение «Вы в экспедиции». Преподаватель говорит участникам: «Представьте, что вы были в экспедиции, и нашли неизвестный минерал, животное, растение и т. д...». Участники должны придумать название своей находки. Причем название должно быть таким, чтобы оно легко запоминалось и вызывало положительные эмоции. В названии можно использовать существительные, прилагательные или их сочетание.
«Поделитесь знаниями». Преподаватель предлагает участникам рассказать о существующих у разных народов традициях и ритуалах, которые выполняются перед каким-либо делом или мероприятием. Затем предлагается придумать свою традицию или ритуал, который будет соблюдаться на данном тренинге. Возможно, это будет ритуал встречи перед началом занятий или ритуал прощания после окончания занятий. Варианты могут быть предложены самими участниками. Придумывание ритуалов и традиций проводится в малых группах. Затем каждая группа проигрывает свой вариант. Участники выбирают один из них или договариваются об их использовании по дням. Приняв ритуалы, все участники им неукоснительно следуют.
Предупреждающие или запрещающие знаки. Рассмотрев определенный вопрос, преподаватель предлагает выделить возможные сложности в данной проблеме и высказать свое мнение о том, что можно, а что не безопасно делать в такой ситуации. Это мнение надо выразить рисунком соответствующих предупреждающих или запрещающих знаков.
Решение конкретных ситуаций способствует формированию у участников навыков анализа, выделения главного, умения слушать и взаимодействовать. На примере конкретных ситуаций можно показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и емко. При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания участников, полученные в ходе занятий, и их опыт.
Профессия. Выбирается одна из профессий и определяется, какие функции и роли выполняет представитель данной профессии. Работа ведется в малых группах. Побеждает та группа, которая назвала больше всего функций и ролей.
Сколько профессий. Определяется какое-либо направление или вид деятельности и предлагается указать, какие профессии с этим связаны. Побеждает тот, кто назовет соответствующую профессию последним.
Моя профессия. Участникам предлагается описать какую-либо профессию, свою собственную или придуманную. Вариант 1. В описании не должно быть ничего, что подсказывало бы другим, о какой профессии идет речь. При этом следует обязательно рассказать об условиях работы и результатах труда.
Вариант 2. Участник сам ничего не рассказывает о выбранной профессии, ему просто задают уточняющие вопросы. На эти вопросы можно отвечать словами «да» или «нет».
Конкурс знатоков темы (проблемы). Предлагается известная тема, которую учащиеся обсуждали на занятиях. Группа разбивается на две подгруппы. Каждая из них составляет вопросы и задания по изученной теме для других. Если тема трудная, такие вопросы может составить преподаватель. Затем идет обмен заданиями, их выполнение и начисление баллов. Оцениваются и вопросы и ответы. Предварительно обсуждается максимальное количество баллов за каждый вопрос и правильный ответ. Членами жюри являются представители команд. Преподаватель выступает в роли ведущего и арбитра. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
Аквариум. Среди участников выделяется небольшая группа из 3-4 человек. Они садятся в центр круга, а все остальные участники размещаются по кругу, лицом к центру. Группа в центре обсуждает проблему, связанную с темой занятия. Все остальные молча наблюдают за ходом обсуждения. После завершения небольшой групповой дискуссии остальные участники включаются в общее обсуждение проблемы. Малая группа как бы задает направление этой дискуссии.
Горячий стул. Приглашается один из участников занятия. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. Арбитром выступает преподаватель. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул. Его место занимает тот, чей вопрос был последним.
Текст для чтения №2
Сотрудничество – это процесс, осуществляемый внутри определенной социальной общности (группы, класса, школы). Это гармония духовного и организаторского во взаимоотношениях людей.
Сотрудничество – гуманная основа совместной деятельности учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, взаимопроникновением в духовный мир друг друга, коллективный анализ хода и результата совместной деятельности.
Педагогика сотрудничества – это теория деятельности, направленная на то, чтобы изменить и пробудить энергию в таких понятиях школьной жизни как: среда, установки, программы, метод, человек. Это создание атмосферы преднамеренно располагающей людей к реализации их безграничных возможностей.
4 установки помогут учителю достичь гармонии. Они и составляют главную цель педагогики сотрудничества.
1. Быть лично доброжелательным к себе: заботиться о своем здоровье, об умственном росте, хобби, чаще смеяться, навещать друзей, отдыхать, …
Трудно быть доброжелательным к другим, когда у вас нет времени быть доброжелательным к себе.
2. Быть лично доброжелательным к другим. Принимать во внимание чувства, желания, стремления других людей. Общение с коллегами, друзьями, письма, переписка, вежливость, внимательность.
Наше общее благополучие зависит от благополучия других.
3. Быть профессионально доброжелательным к себе.
Не почивать на лаврах, а поддерживать свой профессиональный уровень. Усерднее работать, чтобы не отстать от бурного потока информации.
4. Быть профессионально доброжелательным к другим. Совместная работа с коллегами, обмен опытом, установка на оптимизм.
Это ответственность за направления, которые мы проводим в жизнь.

Основа сотрудничества:
• эмоциональный и духовный контакт;
• доверие ребенка к учителю;
• уважение к наставнику;
• благоприятная психологическая атмосфера;
• педагогическая поддержка;
• сотворчество.

Принципы сотрудничества:
• уважение к личности ребенка;
• гуманное отношение к нему;
• демократический стиль деятельности4
• создание обстановки доброжелательности;
• взаимная заинтересованность;
• дружелюбие;
• открытость общения;
• отказ от догматизма;
• готовность помочь;
• понять и принять ученика.

Организация сотрудничества на уроке:
• работа в парах;
• работа в группах;
• ученик в роле учителя;
• коллективное дело;
• ответственность и доверие.
Л.П. Кибардина, д.п.н., профессор КАО




Повна версія