11/11/2009

Кому нужен собственный сайт?

статья Птушенко Анатолия Владимировича

Суета вокруг сайта
Когда редакция журнала предложила мне написать статью о сайте, мне пришлось крепко призадуматься. Понятно, что такая статья вообще не интересна "некомпьютеризованному" читателю. Конечно, среди начально компьютеризованных есть и такие, кто ещё не включился в Интернет. Среди тех, кто уже включился, встречаются, кто ещё не удосужился позаботиться о собственном сайте. Понятно, писать статью следует, прежде всего, с расчётом именно на них. Но хотелось бы чем-то заинтересовать и "продвинутых" пользователей. Думаю, для таких важнее вопросы "что" и "для чего", а не "как" -- последнее они и сами могут хорошо знать, да и книги на эту тему уже изданы в избытке. Самая привлекательная из них -- на мой, разумеется, вкус -- "WEB-МАСТЕРИНГ для профессионалов" Дженифер Нидерст (ПИТЕР, С-Пб, Москва, 2001).
Полезность данной публикации подкрепляется и некоторыми иными соображения. Мой долгий опыт преподавания, редактирования, исследований и просто жизненных наблюдений свидетельствует, что люди в основном так уж устроены, что совершенно необъяснимым образом прочно усваивают не что-либо иное, а именно распространённые типовые ошибки, столь настойчиво засоряющие современный русский язык. Типа "нажал на курок" (вместо "на спусковой крючок"), "конверсия промышленности" (вместо "реконверсия"), "секвестр бюджета" (секвестр -- это запрет, а не урезание) "что хочет женщина" (вместо правильного "чего хочет"), "на нас довлеет" (довлеть может только нам), "цифра" (вместо "число"), "исполнительная и представительная власть" (классификация по разным основаниям -- типа "столы бывают письменные и деревянные").
Если кому-то всё это покажется не столь уж и важным, он жестоко ошибётся. Можно ведь и до полного абсурда договориться: например, произнося вместо "ч'удная" -- "чудн'ая", а вместо "мук'а" -- "м'ука". И совсем уж недопустимо, когда министр обороны утверждает, что подводная лодка (очередная утонувшая) якобы делала "три узла в час". Если бы это соответствовало ситуации, подводная лодка практически стояла бы на месте. Ибо узлы отсчитывают не за час, а за тридцать секунд. А один узел соответствует длине вытравленного лаглиня в пятнадцать метров. "Три узла" означает "три мили в час". То есть около пяти с половиной километров в час (одна морская миля равна 1,8 км). Бедная та армия, министр которой ничего этого не понимает, и тупо повторяет типовую языков'ую (не язык'овую!) ошибку.
Как говорим -- так мы и мыслим. И соответствующие дикие решения принимаем. Не знают этого только весьма невежественные субъекты.
А в компьютерной лексике типовых ошибок ещё больше. И не только лексических, но и смысловых. Наука же, как известно, без чётких определений ("дефиниций") не бывает. Она, конечно, определениями не кончается. Но без них никакой науки вообще нет. Следовательно, нам принципиально не избежать некоторого наукообразия -- чтобы не получилось очередное расхристанное суесловие "на тему о" -- коих сегодня всё больше и больше в пресловутых "СМИ".
Сегодня глобальная Сеть не только соединила пользователей всего мира, но и утвердилась в виде новых технологий на наших персональных компьютерах. Действительно, человек, установивший на своей машине Microsoft Office 2000, становится обладателем Интернет-технологии в готовом виде, независимо от того, подключён ли его компьютер к Сети. Получив в подарок компакт-диск, вы можете обнаружить, что исследовать его содержимое удобнее всего при помощи Интернет-броузера. Затем вам захочется самовыразиться за счёт размещения в Интернете собственной странички. Сегодня многие фирмы стали использовать Сеть для рекламы и сбыта своей продукции. Важную роль Интернет стал играть для учебных, научных и общественных организаций. Даже в поисках работы вы можете обратиться к помощи глобальной Сети.

Когда вы дозреете до мысли, что вам необходим собственный сайт, первый разумный вопрос таков: для чего он вам нужен? Ибо сайты бывают разные. По признанному классику в этой области, Дмитрию Кирсанову (мы о нём ещё не раз вспомним), за основание классификации разумно принять как раз конечное предназначение сайта. Тогда выделяются четыре основных ("чистых") типа: личная страница, некоммерческий сайт, корпоративный (коммерческий) сайт, контент-сайт. Поговорим о каждом из них поподробнее. (Естественно, раз есть "чистые", то возможны и "смешанные" сайты. О них тоже позднее скажем несколько слов).
Личная страница (в английской традиции "домашняя страница" -- home page) создаётся в основном из тщеславного желания заявить о себе всему Миру. И по технике оформления, и по содержанию это сегодня самая массовая и самая непритязательная категория веб-сайтов. Причём название сохраняется не только когда сайт на деле состоит из единственной странички, но и в том случае, когда домашняя страница представляет собой многостраничный сайт даже в внешними гиперссылками (то есть с выходами на другие сайты -- как свои, так и чужие) -- определяющим является предназначение.
Почти любая личная страница содержит контактные данные, рассказ о своих увлечениях ("хобби") и интересах, биографические данные и описание профессиональной деятельности, список публикаций и ссылки на другие Web-страницы. Нередко всё это увенчивает собственный портрет.
Вообще-то говоря, сегодня можно "заиметь" персональную страничку и вовсе никаких усилий не прикладывая, и мало понимая происходящий процесс её построения. Дело в том, что многие провайдеры предоставляют своим клиентам не только бесплатное пространство в Интернете (кто в три, а кто и в пять мегабайт), но и обеспечивают им механизм принудительного и бездумного заполнения одинаковых для всех граф, -- с весьма ограниченными возможностями по размещению графики (да и текста тоже). Понятно, что такие странички мало отличаются друг от друга.
Для более яркого выявления собственного лица придется овладеть технологией веб-мастеринга и основными принципами веб-дизайна. К этому мы ещё вернёмся. Как говорит Кирсанов, уровень компьютерной грамотности веб-дизайнера должен быть повыше, чем у среднего "интернетчика" (в основном играющего on line и рассматривающего разнообразные чужие картинки), но для создания веб-сайта от начала до конца вовсе не обязательно быть программистом. Без знания английского конечно трудно, но всё же можно обойтись. Гораздо важнее хорошее знание родного языка. Для нас в частности -- русского.
Некоммерческие сайты обычно принадлежат учебным заведениям, благотворительным и прочим добровольным организациям, научным центрам, международным органам типа ISO. Такие сайты, по большей части, создаются и поддерживаются в рабочем состоянии профессионалами веб-дизайна. Тем не менее здесь редок (да и не нужен) сногсшибательный дизайн. Сайт, не рассчитанный на пресловутое "делание прибыли" (на чём зациклились теоретическая экономика и наше государство), не рассчитан и на то, чтобы тешить чьё-то самолюбие. Он самодостаточен благодаря его содержанию и целеустремлённости -- научной, образовательной, природоохранной. Такой сайт точно "знает", чего он хочет. (Чего никак не скажешь о сайте коммерческом, о чём ниже).
Конечно, граница между личной страницей и некоммерческим сайтом не всегда строго установима. Если, к примеру, профессор на своей страничке (на сей раз многостраничной) публикует свои идеи и программы обучения, рассчитывая привлечь к изучению своего курса будущих студентов -- конечно, негосударственных вузов, брезгающих тупыми госстандартами. Я тешу себя надеждой, что мой личный сайт agynch.narod.ru ближе всего именно к этой группе домашних страниц.
Коммерческий сайт -- инструмент рекламный. Даже больше, чем информационный. К логике и лексико-грамматической грамотности рекламщиков я имею все основания относиться резко отрицательно. Ergo и коммерческий сайт, как правило, вызывает сходные чувства. Но поскольку фирмы, заказывающие профессионалам такие веб-буклеты, воображают, что сайт будет создавать у посетителя образ фирмы, на дизайн они денег не жалеют. Содержимое такого сайта обновляется сравнительно редко, что позволяет обойтись менее динамичным дизайном, -- который поэтому при тех же затратах может быть более "эстетским" и менее прагматичным. По той же причине (из-за статичности содержания) такие сайты рассчитаны в основном на однократное посещение. Поэтому они и тщатся "произвести впечатление с первого взгляда".
В общем-то коммерческий сайт тоже, хотя бы приблизительно, знает, что он хочет сказать посетителю, но гораздо хуже у него с вопросом, нужно ли всё это потенциальным клиентам. Убедить посетителя в положительном ответе на последний вопрос и есть основная задача коммерческого сайта. А тут уж все средства хороши. Прежде всего, способные удивить и развлечь бедного "юзера". (Для мало знакомых с компьютерным сленгом даём перевод на русский: пользователя).
Конечно, корпоративный сайт вынужден давать сообщения (не информацию! -- см. наш журнал N5 за прошлый год) и о продукции, выпускаемой фирмой. Эта часть сайта должна, естественно, обновляться почаще. В пределе из-за этого корпоративный сайт и становиться менее "чистым" и более "смешанным", приближаясь по дизайну к некоммерческим или к контент-сайтам.
Как разновидность коммерческого сайта интересны страницы самих дизайнерских компаний -- "оплоты стиля, бастионы моды" современного веба. Их создание наиболее сложно. Как говорит Д. Кирсанов, "Работая над представительством собственной студии, дизайнер решает труднейшую двойную задачу: сайт должен не только мгновенно завораживать потенциальных заказчиков, но и нравиться собратьям-дизайнерам, отвечать весьма жёстким критериям, выработанным современной дизайн-культурой. Вкусы массовой и элитарной аудиторий, их понятия о хорошем и плохом дизайне различаются весьма значительно; дизайнерам приходится делать выбор между "попсой" и "высоким искусством", и далеко не всем удаётся гармонизировать эти два начала". Тем не менее каждому непрофессиональному "сайтопостроителю" полезно побывать на сайтах профессиональных дизайнеров. Например, на www.design,ru, www.studio.ru, www.symbol.ru, www.kirsanov.com, www.quotix.com.
Самая заметная, влиятельная и "формообразующая" группа интернетовских страниц -- контент-сайты. К этой категории относятся поисковые системы, новостные сайты, колонки разнообразных обозревателей, образовательные и развлекательные страницы. Для них всех, как и для некоммерческих сайтов, содержание вновь превосходит по важности оформление. Разнородное и часто меняющееся содержание плохо уживается с изысками дизайна. Как справедливо заметил по сходному поводу Александр Сергеевич, года шалунью рифму гонят, года к суровой прозе клонят.
Но особенно вычурный дизайн и не нужен контент-сайту. Рассчитанные на многократное или даже регулярное посещение, такие сайты стремятся свести оформительские элементы к необходимому минимуму -- чтобы читатели не тратили драгоценное время на скачивание графики и не отвлекались от главного -- контента (от англ. content -- содержимое).
Однако нередко эти сайты живут за счёт размещения на своих страницах чужой рекламы. При этом возникает проблема баннера. Для вашего сайта он является просто "чёрным" прямоугольником. Хорошо ещё, что не квадратом. (Шутка по поводу распространённой глупости на фоне издевательства над здравым смыслом г-на Малевича). Ясно, что с вашим дизайном баннер заведомо никак не будет связан и он не обязан как-то гармонировать с вашим общим замыслом сайта. В сущности баннер -- это заголовок к чужеродному для вашего сайта рекламному тексту (banner по-английски и означает заголовок), на который баннер и соблазняет перейти вашего визитёра.
Не исключено, что и вам самому для финансовой поддержки собственного сайта придётся обратиться в службу обмена баннерами. Она может в оплату загромождения вашего сайта чужой рекламой дать не только деньги, но и право размещения ваших баннеров на чужих сайтах. Тогда вам придётся осознать, что баннер тоже специфический жанр веб-графики. И убедиться, что здесь привычные законы эстетического восприятия почти полностью вытесняются особыми, свойственными только рекламному дизайну, принципами подачи сообщений ("информации"). Здесь всё поверхностно, больше апеллирует к чувству, чем к разуму, намеренно несерьёзно и даже слегка провокационно. К сожалению, как утверждает Кирсанов, красивый баннер совсем не обязательно эффективен, а эффективный -- не обязательно красив.
Для наукообразия полезно подытожить вышесказанное о классификации сайтов. Это и сделал Д. Кирсанов (рис.1 взят из его книги "Веб-дизайн", Символ-Плюс, СПб, 1999). По осям отложены сложность дизайна и содержания (а не их уровень). Толщина кривой указывает на имеющийся в природе разброс данных. А её неразрывная форма говорит о том, что возможны и любого вида смешанные сайты.

Повна версія