11/17/2009

Урок физики по теме: "Реактивное движение в природе и технике"

Класс – 9
Предмет – физика
Место урока в теме – 2 урок в теме «Закон сохранения импульса»
Количество ПК – 10
В классе 20 человек.

Цели урока для учителя:
проверить степень усвоения теоретического материала по теме “Импульс тела. Закон сохранения импульса”.
Цели урока для учащихся:
выяснить, за счёт чего происходит реактивное движение, особенность реактивного движения.
Задачи:
• Образовательные:
o ввести понятие реактивного движения;
o распространить применение закона сохранения импульса на реактивное движение;
o способствовать развитию навыков учащихся в самостоятельном приобретении информации, в умении выделять главную мысль.
• Воспитательные:
o способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
o активизировать деятельность учащихся на уроке.
• Развивающие:
o дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний;
o побудить к активной работе;
o воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;
o формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работы;
и методы: наглядное практическое, исследовательское закрепление.
Здоровье сохраняющие технологии: проветривание, физкультурная пауза, разнообразные формы работы.

ТСО и наглядность:
• ПО: ОС Windows, Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel, мультимедиа – проектор, CD-диск курса “Открытая физика”, версии 1.1
• Презентация “Реактивное движение”, «Тест»
• Карточки-задания к работе “Задача” (Приложение 1)
• Карточка - контроля знаний (Приложение 2)
План урока.

1. Организационный момент. (3 мин.)
2. Повторение пройденного материала. (10 мин.)
3. Изучение нового материала. (15 мин.)
4. Закрепление полученных знаний. (7 мин.)
5. Домашнее задание. (2 мин.)
6. Подведение итогов урока. (3 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент.
Человек давно мечтал о небе, о небесных телах. Мечтали люди о том, чтобы когда-нибудь побывать на небесных телах. Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околоземное пространство. Этими замечательными словами (К.Э. Циолковского), я хочу начать наш сегодняшний урок, на котором мы познакомимся с практическим применение закона сохранения импульса. Сегодня мы с вами будем применять полученные ранее знания, как из области физики, по теме: «Закон сохранения импульса», так и из области информатики совершенствуя навыки работы за компьютером.
Для оценки своих знаний предлагаю воспользоваться «Картой – контроля». В неё вы в течение урока на каждом этапе будите самостоятельно выставлять заработанные баллы, поможет вам в этом шкала на карте, а в конце урока мы подведём итог.

II. Повторение пройденного материала.

1) Этап «ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ!»

1 – группа: предлагаю тестирование – 1 вариант, тестирование – 2 вариант на компьютере по теоретическому материалу.
(10 человек) – индивидуальная работа.
2 - группа: решение задач с демонстрацией на экране, работа на листочках, на знание и умение применить формулы импульса. (2 варианта по 5 человек) – работа в группах.

Затем учащиеся меняются местами и проделывают вновь работу. Задачи меняются.

III. Изучение нового материала.

2) Этап «ТЫ ЦИОЛКОВСКИМ МОЖЕШЬ И НЕ БЫТЬ, НО ИМПУЛЬС ПРИМЕНЯТЬ ОБЯЗАН!»

Проблемный эксперимент
а) Учитель просит учащегося надуть резиновый шарик и отпустить его. Шарик приходит в движение.
Учитель: За счёт чего шарик приходит в движение?
Учащиеся: Шарик приходит в движение за счёт того, что из него выходит воздух.
Учитель: Движение шарика является примером реактивного движения, и вы правильно указали причину движения шарика. Прежде, чем вы попытаетесь сформулировать определение реактивного движения, мне бы хотелось спросить у вас, будет ли являться примером реактивного движения следующий случай:
б) Ученик встаёт на легкоподвижную тележку, спрыгивает с неё. Тележка движется в противоположную сторону.
Учащиеся высказывают своё мнение, учитель фиксирует мнения учащихся и их обоснования на доске.
Учитель: Что общего в первом и во втором опытах?
Учащиеся: Тележка и шарик пришли в движение, потому что от них что-то отделилось (ученик, воздух).
После этого учащиеся формулируют определение реактивного движения.
Учитель: Хорошо, это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
Демонстрация презентации «РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ. РАКЕТА» составленная учителем. Далее демонстрируем модель реактивного движения на экране, используя диск «Открытая физика 1.0»

IV. Закрепление полученных знаний.

3) Этап «РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ»

На данном этапе учащиеся рассаживаются за компьютеры по два человека и разгадывают кроссворд № 1 и кроссворд № 2, составленные учителем в программе MS Excel (2 варианта) с последующей проверкой на экране и выставлением набранных баллов.

V. Домашнее задание.
Повторить § 22, выучить § 23, упр. 21 (2)

VI. Подведение итогов урока.
На этом этапе подсчитываем набранные баллы и выставляем оценку соответственно шкале – рейтинга.











Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Контроль Компьютерные средства Некомпьютерные средства
1.Организационный момент. Вводное слово. Готовят к уроку карту – контроля
2. Повторение пройденного материала. Контролирует процесс прохождения тестирования и решения задач. 1 группа проходит тестирование.
2 группа решают задачи с проверкой на экране. Тестирование – компьютер автоматически выставляет баллы.
Решение задач – баллы выставляет учитель по итогам работы. Программа Microsoft Power Point
Презентация «Тест», текстовый документ «Тест»
Презентация «Решение задач»
Листы с заданием для решения задач, ручка
3. Изучение нового материала.
Проблемный эксперимент. Показывает опыты
Демонстрирует презентацию «Реактивное движение» и даёт комментарии. Участвуют в проведении опытов.
Слушают и вступают в беседу с учителем. Учитель фиксирует ответы учащихся Программа Microsoft Power Point, презентация «Реактивное движение»
Диск «Открытая физика 1.0 часть 1» Детский резиновый шарик, легкоподвижная тележка.
Тетради и ручки
4. Закрепление полученных знаний. Контролирует процесс. Решают кроссворд №1 и №2 (работают в парах) Проверка на экране Программа Microsoft Excel
«Кроссворд 1» «Кроссворд 2»

5. Домашнее задание. Записывает на доске. Записывают в дневник. Учитель просматривает записи детей. Дневник и ручка
6. Итоги урока Комментирует результаты заработанных баллов. Подсчитывают баллы, выставляют оценки. Таблица рейтинга в «Карточке контроля» Дневник, ручка, карточка контроля.

Немає коментарів: