11/17/2009

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Учебно-методическая разработка практического применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующей информационной системе – «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Учитель: Горелова Анна Викторовна

Образовательное учреждение: МОУ «Новогуровская общеобразовательная средняя школа»

Предмет: Информатика и ИКТ.

9 класс, общеобразовательный.

Тема раздела: «Информационные технологии и общество»

Учебное пособие: И. Семакин, Л. Залогова, С.Русаков, Л. Шестакова
«Базовый курс» 9 класс.

Разделы - глава 7: §§ 44 – 49. Дополнительный материал: раздел 7.1.

Основные цели. Познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики как в период до появления компьютеров, так и в компьютерную эпоху. Дать начальное представление о вопросах социальной информатики: информационном обществе, информационных ресурсах, информационном праве, информационной безопасности.

Место данной темы в школьном курсе информатики
Данный раздел базового курса делится на две части: историческую и социально-информационную.
1. В любом общеобразовательном школьном предмете присутствует историческая линия. Нет и не должно быть учебной дисциплины без дат, событий и имен. Знание истории предмета помогает сформулировать в сознании учеников целостное представление о его содержании.
2. Совсем недавно в структуре предметной области закрепился раздел «Социальная информатика». Согласно ФК ГОС, вопросы социальной информатики должны найти отражение в базовом курсе информатики.

Изучаемые вопросы:
1. Историческая линия базового курса информатики и ИКТ.
2. Элементы социальной информатики.

Приобретаемые навыки и умения детей:
 Работы с различными информационными ресурсами;
 Отбора полезной информации;
 Систематизации и актуализации основных понятий раздела.


Форма организации работы учителя: объяснительно – иллюстративная, контролирующая.


Технологические особенности:
* ТСО: наличие 10 ПК, медиапроектор, экран, презентация, модем.
* Программное обеспечение: программа Power Point, браузер.
* Использование ресурса Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Используемые ЦОР

№ ЦОР Название ЦОР Параграф учебника Тип ЦОР Назначение
125963


125814


126156


126147 -- История средств хранения информации
- История средств передачи информации
- История средств обработки информации.
- Аналитическая машина Беббиджа §44. Предыстория информатики

презентации Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
126113 - Истрия развития систем счисления § 45.История чисел и систем счисления презентации Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
126116
126783


126145

126786
126158

125818

126154

126155 - История ЭВМ
- Счетно-перфорационные и релейный машины
- Начало эпохи ЭВМ
- Поколения ЭВМ
- Первое поколение ЭВМ
- Второе поколение ЭВМ
- Третье поколение ЭВМ
- Четвертое поколение ЭВМ § 46. История ЭВМ презентации Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
126798


125829

125864

126809

125861

125861 - История программного обеспечения и ИКТ
- История прикладного ПО
- ИКТ и их приложения
- ИКТ и их приложения
- История систем программирования
- История системного ПО § 47. История ПО и ИКТ
презентации





Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
125847



125864 - Информационные ресурсы современного общества
- Информационные технологии и общество § 48. Информационные ресурсы современного общества презентации Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
125823

125797

125862
- Информационное общество
- Информатизация общества
- Информационные преступления и информационная безопасность § 49. Проблема формирования информационного общества презентации Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
126148 - История языков программирования § 7.1. История языков программирования презентации Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
126125 Тренировочный тест к главе 7 «Информационные технологии и общество» презентация Интерактивное средство для контроля качества знаний учащихся
125813 - Кроссворд по теме «Социальная информатика2 Интерактивное средство для контроля качества знаний учащихся
126805 - Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество» презентация Интерактивное средство для контроля качества знаний учащихся

















Поурочное планирование занятий

Урок 1
Тема. «Информационные технологии и общество»
Цели :
- организовать работу учащихся по изучению данного раздела учебника путем коллективной практической деятельности.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

- формирование информационной культуры, умения и навыков коллективного и самостоятельного овладения знаниями,

Этапы урока
1-ый - организационный этап.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и готовности учащихся.

2-ой – этап объявления целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать «Информационные технологии и общество» (Слайд № 1).
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Данный раздел базового курса делится на две части: историческую и социально-информационную. Историческая часть рассматривает в хронологической последовательности эволюцию средств и методов работы с информацией. В любом общеобразовательном школьном предмете присутствует историческая линия. Нет и не должно быть учебной дисциплины без дат, событий и имен.

Социально- информационная часть рассматривает основные проблемы современной социальной информатики. Мы рассмотрим ключевые понятия: информационные ресурсы общества и их виды, информационное общество, информатизация, информационное право, информационная безопасность, информационные преступления, защита информации.

Изучение данной темы будет происходить следующим образом:
1). Учащимся, сидящим за одним компьютером, получают индивидуальную тему, соответствующую названию одного из параграфов по данному разделу учебника. (Слайд 2).

2). По данной теме в течение трех уроков, начиная с этого, вы будете оформлять презентацию с помощью самой популярной программы пакета MS Office 2003 Power Point. Power Point программа для подготовки презентаций, включающих графические, текстовые, звуковые и даже видеоэлементы.

3-ий - этап актуализации знаний.
Учитель. Так как Power Point мы проходили в 7 и 8 классах, необходимо вспомнить основные этапы создания презентации в программе Power Point. (Слайды 3 – 11).
Учащиеся. Краткая запись основных этапов создания презентации.
Учитель. Любая работа должна быть выполнена в соответствии с определенными требованиями. Запишем их (Слайды 12,13).
Учащиеся. Запись требований, предъявляемых к презентации.
Учитель. Конечно самый главный помощник это учебник, который подскажет, что и в каком порядке должно быть размещено на слайдах. (слайд 14)
Я хочу вам предложить еще одного помощника – это наш знакомый сайт Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов , проживающий по адресу http://school-collection.edu.ru/catalog/ (слайд 14)

Если вдруг вам не подходит ни то, ни другое, то материал для создания своей презентации вы можете брать из любых источников.

4-ый - этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель. Ваши вопросы по выполнению данного задания.
Можете сесть за компьютеры и приступить к работе.
5-ый – этап получения и усвоения новых знаний.
Учащиеся. Приступают к выполнению работы: используют ЦОРы и текс учебника для создания презентации.

6-ой - этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель. Прочитать §§ 44 – 49.
Учащиеся. Записывают в дневники

7-ой – этап подведения итогов урока.
Учитель: Сегодня вы разработали план своей презентации. Для его разработки вы использовали ресурсы Интернет и текст учебного пособия. Подведем итоги нашей работы на уроке. Обсудим то, что узнали и то как работали, то есть каждый оценит свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою эффективность работы. Начало фразы должно быть следующим:

! Сегодня я узнал…
! Было интересно…
! Было трудно…
! Я выполнял задания…
! Я понял, что…
! Теперь я могу…
! Я научился…
! Урок дал мне для жизни…

Учитель: Урок закончен.










Урок 2, 3.
Тема. «Информационные технологии и общество»
Цели :
- организовать работу учащихся по изучению данного раздела учебника путем практической деятельности.
- выработать у школьников умения избирательного отношения к полученной информации; навыков, способствующих развитию системного мышления и применению имеющихся знаний и умений при поиске и отборе необходимой информации, ее анализа для дальнейшей систематизации материалов работы.
- воспитание информационной культуры школьников, привитие интереса к предмету, исследовательской деятельности.

Этапы урока
1-ый - организационный этап.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку.

2-ой – этап объявления целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем работу по созданию презентаций …

3-ий - этап актуализации знаний.
Проверка домашнего задания
Учитель. Открыли тетради. Визуальная проверка наличия плана презентации.
Учащиеся. Показывают планы презентаций. Получают рекомендации учителя в индивидуальном порядке. Садятся за компьютеры, продолжают работать над проектом.
Учитель. Оказывает помощь и текущий контроль.

4-ый - этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель. Прочитать §§ 44 – 49. Выучить основные понятия.
Учащиеся. Записывают в дневники

5-ый – этап подведения итогов урока. Подведем итоги проделанной работы:
! В своей работе я использовал следующие информационные ресурсы …
! Было интересно…
! Было трудно…
! Я выполнял задания…
! Урок дал мне для жизни…
! Теперь я знаю…

Учитель: Урок закончен.










Урок 4. Защита презентаций
Тема. «Информационные технологии и общество»
Цели :
- обобщить учебный материал по рассмотренной теме. Сформировать общее представление о закономерностях и проблемах становления и развития информационного общества.
- обеспечить развитие у школьников навыков, способствующих развитию памяти, логического мышления и применению имеющихся знаний и умений при защите презентаций и записи ключевых моментов темы.
- формирование информационной культуры, воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Этапы урока
1-ый - организационный этап.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

2-ой – этап объявления целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы ознакомимся с результатами ваших работ по теме «Информационные технологии и общество». Обобщим материал по рассмотренной теме. Ключевые моменты будем записывать в тетрадь.
Учащиеся. Защищают свою презентацию и делают записи по презентациям других учеников.
Учитель. Контролирует последователь показа презентаций.

3-ий – этап подведения итогов урока.
Учитель: Вот мы вместе с вами прошли путь развития ЭВМ, эволюции информационных технологий и как формирование информационного общества влияет на экономику государств и структуру рынка труда. Теперь вы имеете представление о проблемах информационной безопасности общества и личности, знаете основные составляющие информационной культуры человека.

4-ый - этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель. Прочитать §§ 44 – 49. Подготовиться к итоговому тестированию к главе 7 «Информационные технологии и общество». Для подготовки воспользуйтесь тренировочным тестом к данной главе, находящимся по адресу …..
Учащиеся. Записывают в дневники и тетради.

Учитель: Урок закончен.











Урок 5. Контрольное тестирование
Тема. «Информационные технологии и общество»
Цели :
Образовательная.
Провести текущий контроль знаний по всему модулю.

Развивающая.
Обеспечить развитие у школьников навыков, способствующих развитию памяти, логического мышления и применению имеющихся знаний и умений при .

Воспитательная.
Формирование информационной культуры, умения и навыков коллективного и самостоятельного овладения знаниями.

Диагностирующая (главная).
Проверить качество качества знаний учащихся по данной теме. Выявить пробелы знаний по изученной теме.

Тип урока тестовый контроль.

Форма работы Самостоятельная.

Этапы урока
1-ый - организационный этап.
Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

2-ой – этап объявления целей урока

Учитель. По традиции после изучения крупных разделов программы мы с вами осуществляем периодический контроль. В качестве контролирующей ваши знания работы вам предлагается выполнить Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество».
На доске записан адрес:
Учащиеся. Садятся за компьютеры и выполняют контрольный тест. Результаты работы показывают учителю.
Учитель. Результаты тестирования записываются в таблицу. Отмечаются « + » и « - »

3-ий – этап подведения итогов урока.
По завершению теста учащимся выставляются оценки. В индивидуальном порядке отмечаются « + » и « - ».
Учитель: Урок законче

Немає коментарів: